Копия favicon Нижний Кисельный переулок д.3, стр.1

     +7 (495) 621-19-63

Копия favicon Маросейка 13,  строение 1

     +7 (495) 625-05-46

Копия favicon Потаповский пер. д. 5 строение 2

     +7 (495) 621-47-17

 

 

      B You

Union Jack

 

 

Новости

« Все новости

Экспансия крафтового пива

craft-logo

Чтобы лучше увидеть причины роста категории крафтового пива, стоит уделить внимание существующим трендам на мировом рынке. Для этого мы используем материалы известного аналитика алкогольной отрасли Кевина Бейкера из компании Canadean, которые он представил в рамках доклада на конференции RMI в Дублине, в марте 2015 года.

Продолжающийся рост продаж премиальных международных брендов дает возможность получить прибыль крупнейшим международным компаниям, в особенности тем, которые представлены на развивающихся рынках. Однако премиализация посредством экспансии международных брендов или запуска новых продуктов несет в себе риски ослабления и снижения статуса существующих локальных брендов. Кроме того сложилась тенденция, когда специальные сорта пива забирают долю у лагеров.

Тренд премиализации существует также потому, что для потребителя становятся все более важными приватный характер, историческая преемственность и искренность брендов. Потребитель хочет знать, откуда именно взялся тот или иной продукт. Он рад поддержать небольшого производителя, который обеспечит ему ощущение подлинности и уникальности. Этот опыт потребитель может получить, когда покупает крафтовое пиво.

На зрелых рынках, например, в регионе "Северная Америка", объемы продаж пива остаются примерно на одном и том же уровне. При этом потребление пива составляет 71.6 литров на человека в год. Если говорить о пивном рынке в целом, то его рост тормозят все более ограниченные располагаемые доходы потребителей, а также конкуренция со стороны других категорий напитков.

Но, несмотря на медленный рост, все больше потребителей готовы платить больше за крафт и специальное пиво, желая попробовать особенный, качественный продукт. В ценовой сегментации рынка это находит отражение в росте доли премиального и суперпремиального сегментов.

Мы наблюдаем рост числа разнообразных поводов для потребления пива и фрагментацию потребительских предпочтений относительно вкусов пива. Ядро потребителей пива эволюционирует и становится все более приверженным к экспериментам. Эти процессы, с одной стороны, стали вызовом для пивоваров, с другой - открывают перед ними возможности роста на все более фрагментированном рынке.

Перечислим некоторые очевидные факторы, которые благоприятствуют росту продаж крафтового пива:

Зрелый рынок пива. На устоявшемся зрелом рынке доминируют (или воспринимаются как доминирующие) крупные игроки и крупные бренды.

Ценовая доступность. Большой или увеличивающийся средний класс с растущими доходами.

Восприятие пива. Признание пива чем-то большим, чем просто напитком для утоления жажды.

История и культура. Воспроизведение прошлых событий и впечатлений, как например, бар в стиле времен сухого закона в городах США.

Локализация. Движение в поддержку локальных и малых производителей.

Качество. Потребители ищут качество и готовы за него платить.

Хотя множество из этих факторов действует и на других развитых пивных рынках, мы не прогнозируем такой же успех крафтового пива, например, во всей Европе. В то время как крафтовому пиву сложно дать определение, можно сказать, что Европа уже имеет исторически сложившееся пивоварение в стиле "крафти". Европейская особенность - это специализация, здесь пивной рынок не формируется лишь за счет светлого лагера и на нем не доминирует небольшое число брендов, как это имело место в США.

Благодаря более укоренившемуся "крафти" сегменту в Европе, для пива "нью крафт" остается меньше рыночного пространства, которое оно могло бы заполнить.

В то же время мы видим то самое "новое поколение", которое тяготеет к крафтовому пиву на некоторых европейских рынках. В городской среде в области общественного питания получают развитие такие сервисы как гастропабы, "кухни" и пр. Они становятся мощным драйвером роста для крафта, который затем, как альтернатива, может появиться и в рознице.

Исследования показывают, что британские потребители уделяют крафтовому пиву не больше и не меньше интереса, чем менйнстрим брендам. Они испытывают затруднение в том, чтобы дифференцировать крафтовое пиво и другие формы и нишевые сорта. Ведь чтобы понять, что вы покупаете именно крафтовое пиво, необходимо прояснить несколько моментов.

Например, выпущено ли это пиво в ограниченном объеме или это крупная промышленная партия? Кто производитель пива - это независимый пивовар или подразделение крупной компании? Локальная или национальная дистрибуция у этого бренда? Продает ли пиво пивовар напрямую или его реализуют через дистрибутора?

Проблему недостаточности знаний о крафтовом пиве подтверждают и опросы потребителей. Так, в Великобритании четверо из десяти потребителей (38%) вообще не знают, что такое крафтовое пиво. Трое из десяти любителей пива (33%) считают, что они информированы о крафтовом пиве. Но только трое из десяти потребителей пива (30%) могут рассказать о разнице между real ale и крафтовом пиве. Это недоразумение становится очевидным как при покупке пива в розничной сети, так и во время потребления пива в HoReCa.

Real ale - это английский аналог "живого пива" в его изначальном смысле. Обозначение Real ale было предложено организацией Campaign for Real Ale (CAMRA) в 1973 году для типа пива, которое: "сварено из традиционных ингредиентов, дображивающее при повторной ферментации в контейнере, из которого оно разливается и подается без какой-либо внешней карбонизации". Ключевой частью этого определения является требование к дображиванию. Если пиво нефильтрованное, непастеризованное со все еще активными дрожжами, оно считается Real Ale вне зависимости от того, находится оно в КЕГе или бутылке.

Крафтовое пиво хорошо подходит для особых поводов. В качестве примера мы можем привести несколько типичных ситуаций и поводов для того чтобы выпить крафтовое пиво:

  • Покупка пива, подходящего к определенной еде;
  • Момент, когда человек готов платить больше за естественность, подлинность;
  • Когда пиво покупается в подарок;
  • Когда потребителя тянет на эксперименты.

Однако в настоящий момент любители пива редко его покупают по какому-то поводу, а особые ситуации не оказывают большого влияния на выбор пива. Большинство потребителей рассматривают пиво как ничем не примечательный продукт, "подходящий в любых ситуациях" и только 15% приобретают его в особых случаях.

Выводы и заключения:

1. Несмотря на очень высокий статус крафтового пива, за пределами США оно остается (почти по определению) лишь небольшой частью пивного рынка

2. У потребителей, производителей и торговцев практически нет единого мнения о том, что представляет собой крафтовое пиво (!)

3. Вполне может быть, что сегодняшний крафтовый бум может закончиться, но многие из его предпосылок являются частью широких социальных изменений, поэтому крафт - это более чем преходящее увлечение.

4. Jacobsen mini-brewery и Molson Coors' Sandlot Brewery - хорошие примеры того, как пивоварни, выпускающие лагеры, могут осваивать территорию, которая, как считается, принадлежит малым пивоварам.

Ниша для крафтового пива в России

В последние годы структура российского рынка пива существенно изменилась. Потребление пива упало, а на рынке выросла доля премиального сегмента. Однако, эта зависимость не такая очевидная, как кажется.

На основе данных опроса RLMS-HSE* видно, что россияне не стали пить меньше пива за один раз, если уже пьют его, но они стали пить реже. При этом за счет сокращения частоты уменьшился размер всех потребительских групп в месячном срезе. Заметно реже стали пить пиво люди, которые и так пили его немного, зато любители пива в меньшей степени сократили частоту потребления. Также отметим, что реже пить пиво стали как мужчины, так и женщины.

* "Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)", который проводят Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики и ЗАО "Демоскоп" при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. (Сайты обследования RLMS-HSE: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms и http://www.hse.ru/rlms).

Детальные результаты анализа потребления пива в России были опубликованы в №1-2015 "Пивного дела". Коротко основные причины падения потребления можно описать так:

  • Окончание в 2008 году опережающего роста доходов россиян относительно стоимости пива, которое было мощным драйвером роста рынка за счет сокращения доли малообеспеченных людей.
  • Государственное регулирование: рост акцизов, формирование негативного имиджа пива, запрет на продажу пива в киосках, новая разрешительная система контроля производства и пр.
  • Падение статуса пива у молодых потребителей, которые начинают формировать потребительское ядро, в том числе как мировая тенденция сокращения потребления алкоголя молодежью.

Однако альтернативное пивоварение эти тенденции практически не затрагивают, за исключением некоторых аспектов госрегулирования.

Сокращение рынка происходило за счет падения продаж массовых брендов, в первую очередь, мейнстрим сегмента. При этом позиционирование брендов в определенных ценовых границах постоянно теряло свою четкость для потребителя на фоне общего роста стоимости пива. Свою роль в деградации брендов сыграла и маркетинговая политика компаний - запуски более дешевых собственных брендов для атаки на более дорогие бренды конкурентов. С уходом рекламы с телеэкранов идеи бренд-менеджеров ведущих пивоваренных компаний стали забываться потребителями.

Таким образом, в развитии брендов инициатива уже не принадлежит международным компаниям, скорее они стараются следовать за гораздо более переборчивым потребителем. В частности, с 2008 года:

  • Бренд "Жигулевское" от 140 российских производителей стал лидером экономичного сегмента.
  • В нижней границе мейнстрим-сегмента начали доминировать региональные бренды, существенно потеснив "Балтику №3", "Клинское" и другие массовые бренды транснациональных компаний. Сначала это происходило на волне популярности живого пива, а затем за счет развития специализированной розницы.
  • В верхнем мейнстриме и лицензионном сегменте начала терять эффективность обычная стратегия международных компаний - выпуск недорогого "русского" пива и премиальных лицензионных брендов. Ключевую роль в разрушении этого стереотипа сыграла "Московская пивоваренная компания".
  • Крупные компании вынужденно сместили фокус на премиальный сегмент, теряя объемы продаж. Однако любители дорогого пива стали более разборчивыми и требовательными. Некоторые из них полюбили продукцию малых пивоварен, а кто-то вообще переключился на элитный алкоголь. Особую роль сыграло развитие импортного сегмента.

Множество недорогих и маловыдающихся по вкусу локальных сортов "немецкого" и "чешского" пива вызывают у людей большие сомнения: действительно ли они имеют отношение к Германии, Чехии, Англии? А если нет, можно ли вообще доверять надписи на упаковке? Ведь отсечь лицензионные бренды от импортного пива легко позволяют стоимость и его расположение на розничной полке.

У потребителей сохраняется культивируемый маркетологами географический взгляд на качественное пиво как продукт родом из страны с историческими традициями пивоварения. Просто любителям пива стало понятно, что "правильный" продукт - это не лицензионное российское, а импортное пиво.

Однако, с точки зрения ценовой сегментации, развитие рынка пришло к образованию большого ценового разрыва в ассортименте премиального пива, если рассматривать его в широком смысле, как рынок дорогого пива.

Так, большинство лицензионных марок "столпились" в узком ценовом интервале, который можно назвать low premium и который ведет непрерывную борьбу за выживание с сегментом upper mainstream. Повысить стоимость на премиальное лицензионное пиво и заполнить этот пробел производители не могут из-за острой ценовой конкуренции в сегменте и ограниченной покупательской способности населения.

В low premium сегменте на рынках Москвы и крупных городов представлены также российские региональные бренды. Их выбирает потребитель, который дистанцируется от брендированного лицензионного продукта. Он предпочитает региональные марки из-за альтернативного вкуса, а также из пивного патриотизма, или хочет приобрести "подлинное" пиво, но не может позволить себе импорт.

Ценовую нишу - Middle premium занимают особые лицензионные бренды, которые в любой точке мира безусловно ассоциируются с дорогим и имиджевым продуктом. В нее же входят специальные и женские "сорта". В устоявшейся классификации сегмент Middle premium обычно не выделяют, поскольку бренды Heineken, Miller, Stella Artois относят к суперпремиальному сегменту. Но их логично было бы отделять как от объемных лицензионных марок low premium сегмента, так и от импортного пива.

Если взыскательный потребитель хочет приобрести не имиджевое лицензионное, а "подлинное", пиво или если он может позволить себе покупать гарантированно качественный продукт с особым вкусом, то он вынужден совершить большой "прыжок" через ценовой разрыв между лицензионным и импортным пивом.

Этот ценовой разрыв в ассортименте и является территорией крафтового пива, которая, благодаря сложившейся экономической ситуации, стала еще шире. На фоне резкого роста курса доллара премиальное пиво российского производства становится гораздо более конкурентоспособным по отношению к импортному пиву.

Заметим, что сегмент дорогого импортного пива в 2014 году продолжил расти. Согласно данным Росстата, по итогам года поставки пива из дальнего зарубежья увеличились на ...%, до ... млн. дал. Но из-за резкого ослабления рубля с декабря 2014 года по март 2015 года средние розничные цены на западноевропейское пиво выросли примерно на ...% и рост этот происходил на фоне падения реальных доходов россиян. Темпы роста цен на пиво российских производителей за этот период составили всего ...%. Не удивительно, что в 1 квартале 2015 года спад импорта из дальнего зарубежья составил ...%.

Поэтому, если в сегменте Middle premium и выше будет предложена альтернатива импорту, это будет очень актуально. К слову, импортозамещение продукцией крафтовых пивоваров может затрагивать не только пиво как категорию, но и весь сегмент элитного алкоголя. Этому способствуют разнообразие стилей и крепости крафтового пива.

Свой вклад могут внести и женщины, которые захотят найти замену импортным напиткам. Характерно, что наиболее известные женские сорта пива крупных компаний - Eve и Redds - позиционируются именно в Middle premium сегменте.

Сколько в России малых пивоваров?


Крафтовые пивоварни, в их американском понимании, соответствуют довольно четкому определению Brewers Association, которое адекватно для Северной Америки. В России в эти рамки, особенно в новом, расширенном определении (объем выпуска менее 71 млн. дал), вписываются даже средние региональные предприятия, так как все они независимы и почти все придерживаются традиционных технологий.

По стандартам родины крафтового пивоварения мы можем считать каждую пятую бутылку пива, выпущенную в России, крафтом, но тогда нивелируется само понятие ремесленного пива. Поэтому следует отойти от формальных рамок и рассматривать крафтовое пиво как особый вкус напитка и такую презентацию результатов работы пивовара, которые противопоставляются массовому производству крупных компаний.

В США крафтовый бум органически связан с рыночной эволюцией домашнего пивоварения, когда новые пивоварни открывались страстными энтузиастами-экспериментаторами. Их число росло экспоненциально, практически с нуля. Но в России первых малых производителей вряд ли можно назвать крафтовыми, так как они были в первую очередь предпринимателями, а не пивоварами-энтузиастами, желающими поделиться результатами своего вдохновения.

Так, когда после кризиса 1998 года потребление пива начало быстро расти, появились первые минипивзаводы промышленного назначения. Их появление в удаленных уголках России объяснялось скорее дефицитом пива, чем усложнением вкусовых запросов потребителей. Желание качественно разнообразить свой ассортимент в основном удовлетворялось за счет лицензионных брендов крупных компаний или импорта - в зависимости от дохода человека. Средние региональные пивзаводы вытеснялись на рынок дешевого пива или закрывались, что создавало нишу для альтернативного пива и амбициозных пивоваров-предпринимателей.

В середине нулевых произошли важные события, которые создали технологическую и мотивационную базу для развития малого пивоварения.

Во-первых, на российский рынок вышли ключевые производители минипивзаводов. На рынке начали доминировать ряд производителей оборудования, которые активно продвигали идею малого пивоварения и помогали организовать работу начинающим предпринимателям.

Во-вторых, в ресторанном бизнесе стартовал беспрецедентный проект создания сети минипивоварен "Тинькофф". Его активная стадия реализации продолжалась с 2002 по 2008 год. Эта сеть имела большое влияние на развитие всего малого пивоварения в России. Возможно, это совпадение, может быть, просто сформировались благоприятные условия, но, на наш взгляд, именно успех сети "Тинькофф" сформировал устойчивую волну роста числа ресторанных пивоварен.

Своего минимума доля рынка малых производителей достигла в 2007 году. К этому времени закрылось большинство неэффективных производств советского типа, а рынок пива, наоборот, достиг своего пика за счет роста продаж транснациональных компаний.

Теперь количество пива должно было начать переходить в его качество. В 2008 году предпринимателями и компаниями за рубежом было закуплено около ... промышленных минипивзаводов (против ... в 2007 году). Но начавшийся экономический кризис охладил энтузиазм пивоваров, в 2009 году число новых инвестпроектов сократилось вдвое, многие пивоварни поменяли владельцев.

Однако такой стресс-тест на начальном этапе подъема малого пивоварения привел лишь к эффекту "отложенного спроса". В 2010 и 2011 годах объемы закупок импортного оборудования динамично выросли и составляли порядка ... комплектов в год, не считая совсем небольшие ресторанные пивоварни.

По мере запуска проектов быстро начало расти число действующих пивоварен, с отставанием темпов роста примерно на год. Если в 2009 году на российском рынке насчитывалось порядка ... малых производств, то в 2011 году их число выросло на ...%, а к 2013 году - почти ... . К 2015 году число малых производств уже прирастало гораздо медленнее, а их количество, по нашей оценке, достигло ...*.

* Оценка органического роста к 2015 году не учитывает ... малых предприятий в Крыму 

"Малый" не равно "крафтовый"

Как видим, сегодня существует довольно большой потенциал для производства крафтового пива. Но многие ли руководители минипивзаводов готовы экспериментировать с технологией, вкусами, дизайном? Желают ли пивовары развивать свои отношения с потребителями на новом творческом уровне?

Попытаемся определить формат работы (или позиционирование) малых производителей пива и оценить долю различных групп в их общем числе.

По нашей оценке, около ...% малых производителей пива в России относится к приверженцам традиций, назовем их Traditional.

Как мы отмечали, в малом пивоварении противоположностью творческому и экспериментальному "крафту" является европейский подход. Другими словами, вряд ли в ближайшее время объявят себя крафтовыми те производители пива, которые подчеркивают свою приверженность европейским корням и традициям. Такие пивоварни называются чешскими, немецкими, бельгийскими именами, используют традиционные образы, названия и стили сортов пива. Чаще всего они декларируют, что варят пиво по чешским или немецким технологиям на соответствующем оборудовании, подчеркивают использование сырья из этих стран и так далее.

Вовлеченность в европейский образ может быть различной - большинство производителей ограничиваются названиями своей пивоварни или сортов пива. Но некоторые пивоварни, в первую очередь ресторанные, вдохновляют посетителей аутентичной атмосферой, как например, шотландский ресторан Mc Highlander в Уфе, с соответствующими сортами. Другие отходят от региональной привязки, как например, компания в Тольятти, которая разработала бренд "Аббатское" для сети заведений "АйнКляйнБар" и магазинов. Проявляя творческий подход в позиционировании, эти производители близки к концепции крафтового пивоварения.

Вторая по размеру группа малых пивоваров позиционирует свою продукцию как региональный продукт, назовем их Regional. Они используют российские образы (например, "Косоухофф") или имена населенных пунктов (например, "Билибинское") в названии своих брендов. На таких производителей приходится ...% от общего числа малых пивоварен.

Региональная привязка выглядит очень правильно с точки зрения крафтового пивоварения в США, где потребители понимают, что нужно платить больше за оригинальный местный продукт. Но в России малые производители с региональным позиционированием играют на одном поле со средними пивзаводами, продукция которых тоже популярна. Это ограничивает розничную цену и, соответственно, себестоимость пива, не позволяя малым пивоварам использовать такие материалы, которые дают возможность проявить в полной мере творческий подход, свойственный крафтовым пивоварам.

Конечно, если региональное крафтовое пиво варится в ресторанной пивоварне и подается как фирменный продукт, это снимает вопросы относительно премии за качество. Но при реализации в рознице, на этапе запуска, сложно объяснить покупателю пива, почему пиво, сваренное в минипивоварне, стоит дороже множества других местных марок с похожим названием.

Третья по размерам группа малых производителей - Amorphic. Это пивовары, которые не придерживаются какой-либо выраженной маркетинговой концепции, создавая микс из уже известных сортов, географических названий, образов.

Конечно, такой микс свойственен и многим крафтовым пивоварам. Но в данном случае отсутствует творческая идея, как например, использование определенных образов (ситуаций, предметов, животных), которые помогают создать нужную атмосферу потребления пива.

К этой же группе можно отнести пивоварни, которые создают линейку сортов путем добавления к названию своей компании цвета пива: темное, светлое, янтарное, красное, платиновое и т.п. Название компании имеет отвлеченный смысл, не приближающее к пониманию продукта.

В особую группу можно выделить пивоваренные компании, которые приобрели технологию, бренд, сорта пива и стиль пивоварни "под ключ", вместе с пивоваренным оборудованием. Назовем эту группу Patented TM. По нашей оценке, доля этой группы составляет около ...%.

Этот сегмент главным образом представлен пивоварнями производства словацкой компании Techimpex. Она активно продвигает собственный логотип и бренд Blonder Beer, который включает рецептуру нескольких стандартных сортов пива.

Благодаря очень низкой цене это оборудование приобрели сотни предпринимателей, которые хотели бы попробовать свои силы в пивоварении. Часть предпринимателей по тем или иным причинам закрывают производство, часть продолжают работать, используя технологию и бренд Blonder Beer (они, собственно, и формируют группу Patented TM), а часть - пересматривают концепцию и разрабатывают собственные рецептуры.

Бренд Blonder Beer наиболее распространен в России, но собственные технологические наработки и бренды предлагают многие другие поставщики оборудования. Например, венгерская компания Agrometal предлагает свою технологию производства линейки пива Kellers.

Еще один пример - чешская компания Destila, которая продвигает собственный бренд "Шпачек". На данный момент в России работают несколько ресторанов и минипивзаводов, использующих забавный логотип со скворцом в кружке. Впрочем, благодаря явным чешским корням и образу бренда эти компании скорее относятся к группе Traditional, чем к более условной группе Patented TM.

 

Тем не менее, в последние годы открылись десятки пивоварен, которые называют себя крафтовыми или очень близки к ним. Таких среди малых производителей пива около ...%, по нашей оценке. Несмотря на нечеткость определения, попробуем сформулировать многочисленные и неоднозначные критерии вхождения в группу Craft на российском рынке.

  • Нестандартный вкус пива за счет использования необычных ингредиентов и технологии пивоварения, например, сухое охмеление, добавление хмеля особых сортов и/или в больших объемах, чем обычно принято в российском пиве. Можно сказать, что наличие IPA в линейке десятков пивоварен уже позволяет считать их крафтовыми (даже если они себя таковыми не признают), поскольку это попытка подружиться с любителями особого пива или, наоборот, открыть для потребителя новый вкус.
  • Маркетинговая концепция, альтернативная европейским традициям пивоварения. Это не означает полное игнорирование европейской географии, но подчеркивается, что данное пиво хорошее не потому, что оно сварено по немецким/чешским технологиям, а потому, что автор вдохновился идеей немецкого/чешского пива и предложил удачную интерпретацию. Кроме того, не все сорта, а лишь некоторые варятся с определенным географическим уклоном. Такой пример - пиво Jaws Bock в немецком стиле, от уральской крафтовой пивоварни Jaws Brewery, линейка которой насчитывает 16 самых разных сортов.
  • В отличие от чешских и немецких имен, принадлежность к альтернативному стилю подчеркивает использование американизмов в названии пива. Например, сорт Laughing Sam от крафтовой пивоварни "Бакунин" в Санкт-Петербурге или Hop Rocket от пивоварни Stamm Beer в Калужской области.
  • У крафтовых пивоваров дизайн упаковки и имя бренда выражают увлеченность определенной идеей. Также в них может присутствовать особый культурный код, значимый для локального потребителя или определенной группы. Наиболее известный пример - пляжная серия бренда "Богерхофф" анапской пивоварни. На другом культурном полюсе находится московская Side Street Brewery, сорта которой объединяет урбанистический дизайн.
  • Индивидуальность и неповторимость предложения - похожего пива точно нигде больше не будет, его никто другой не сделает. Пивовар может пойти и далее, если конкретный сорт будет лимитированного выпуска и больше не повторится у него самого. Игра на желании не упустить уникальный опыт привлечет пивных "гиков", а возможно и менее искушенных любителей пива, если название будет привлекательным. Такие примеры - пиво "Сокровище Энии", сваренное совместно с рок-группой или сезонные сорта Four Saisons от контрактной пивоварни Victory Art Brew.
  • Характерной чертой крафтовых пивоваров в США, а сейчас и в России стало использование образов животных. Конечно, это свойственно и крупным компаниям, но животные крафтовых пивоваров более оригинальны и менее пафосны (эли "Балтики" являются исключением). Такой пример - это гуси одноименной новосибирской пивоварни, олень нижегородской Malz&Hopfen, аллигатор и лиса Gletcher Brewery, герои комиксов от липецкой пивоварни Heartly Brew и пр.

Нужно заметить, что большинство крафтовых пивоварен открылось за последние 5 лет. Кроме того, на рынке присутствует ряд контрактных компаний, которые вносят большой вклад в популяризацию альтернативного движения. Но проблемы в российской экономике и стремление государства все больше контролировать работу пивоваров, сильно ограничивают развитие крафтового пивоварения.

Судя по замедляющейся динамике роста числа пивоваренных производств, даже если популярность крафтового пива существенно вырастет, то в среднесрочной перспективе стоит ожидать не столько появления множества новых крафтовых пивоварен, сколько вовлечения в эту культуру уже существующих производителей. Также может появиться множество сортов в стиле "крафти" от крупных и средних компаний, которые сейчас активно исследуют спрос на необычное пиво.


Copyright © 2012 Union Jack Pub's

Google+